Личный кабинет

Подождите, пожалуйста... Подождите

Агентствам: 8 (495) 660-5-660

Перейти на старый поиск
Для туристов: tui.ru

Ивор Вукелик: кризис во благо

17.03.2015
ТУРБИЗНЕС, №3 
Топ-менеджер – экспат в московском туристическом бизнесе сегодня скорее исключение. Однако для могучей TUI это больше правило: англичане работают в её французских офисах, голландцы – в немецких и так далее, что, как считается, способствует динамике глобального процесса. Собеседник ТБ Ивор Вукелик, директор по продукту, закупкам, IT  и маркетингу компании TUI Russia, анализирует себя, людей и состояние туриндустрии в России.
 
 
Что вы за человек, что привело вас в туризм?
 
Насчёт «привело»: меня постоянно об этом спрашивают – ради чего надо заниматься таким рискованным бизнесом, который к тому же не позволяет много заработать. Начиналось банально – со страсти к путешествиям. К самолётам: у меня уже в 18 лет была лицензия пилота. Продолжилось в хорватской интернет-компании, куда меня из громоздкой и скучной корпорации перетащил приятель. Стартовали мы, говоря по-американски, в гараже, а уже через год стали как туроператор отправлять по полтора миллиона человек из 26 мировых дестинаций.
 
На инкаминге тоже работали – все американские туроператоры, которые привозили людей в Центральную и Восточную Европу, делали это через нас. Компания Adriatica.Net Group  быстро стала самой большой в Юго-Восточной Европе, а я получил то, что хотел: постоянный стресс. Туризм многими, кто в нём работает, воспринимается как наркотик, а лично мне в состоянии стресса действовать привычнее, чем в обычном режиме.
 
В вашем послужном списке есть такая позиция, как исполнительный HR-директор. Какой опыт вы извлекли из этой работы?
 
Общаться с людьми и участвовать в развитии их карьеры – моё любимое занятие, которое я считаю также замечательным видом профессиональной деятельности. HR – human resources – это стратегическая часть бизнеса, а не просто наём и увольнение персонала. От тех, кто работает в компании, напрямую зависят перспективы её развития, и недооценивать этот фактор невозможно. Я люблю людей и доверяю им, даже если моя способность к общению может показаться кому-то чрезмерной.
 
В туроператорской деятельности очень важна взаимосвязь всех отделов и департаментов: когда общая технологическая цепочка должным образом не работает - страдает общий результат. К чести нашей компании надо сказать, что здесь давно налажено перемещение кадров по горизонтали, то есть в ходе карьерного роста человек получает возможность показать себя с разных сторон. Я считаю это важной частью корпоративной культуры. Один из ярких её результатов состоит в том, что некоторые европейские отделения TUI сейчас возглавляют люди, начинавшие карьеру гидами. В России очень много способных и талантливых сотрудников, при этом их профессиональные качества адекватно проявляются на низшем и среднем уровнях и хуже видны на самом верху. Однако тенденция замещения высших должностей россиянами в TUI Russia налицо: ещё год назад иностранцев в нашем менеджменте было заметно больше.
 
Известно ваше мнение о том, что российский туристический рынок переживает не кризис, а эволюцию. Поясните эту мысль.
 
Совокупность явлений, которую в России называют кризисом туристического рынка, лишь ускорила процессы, идущие в индустрии. То, что должно было произойти за три года, может уложиться в один. Отсутствие качественного законодательства, хаотический рост числа операторов, когда, например, было по четыре кресла на одного улетавшего в Грецию, явный демпинг – считать такую стратегию развития долгосрочной было бы трудно. Другими словами, и до кризиса уже был кризис: неотличимых друг от друга игроков стало слишком много; крупные и мелкие туроператоры делали одно и то же – и в продукте, и в маркетинге, всюду; число турагентов превышало всякую разумную норму. Оптимизация процессов стала неизбежностью, и она происходит похожим образом в разных странах мира.
 
Что касается TUI Russia, то получается, что своими решениями мы предвосхитили некоторые последовавшие за ними события. Например, закрытие наших отделений год назад в некоторых регионах вызвало много негатива, однако оказалось абсолютно оправданным. Как и отмена некоторых направлений – Тайланд, Гоа, сокращение планируемых объёмов и так далее. Умение смотреть в цифры и делать правильные расчёты, а не опираться эмоции – вот методика, если хотите.
 
Есть ли у вас новые средства противодействия негативным тенденциям на рынке?
 
Людям нужна уверенность. Им требуются цифры и факты, которые убедили бы их в том, что не все туроператоры завтра «грохнутся» (Примечание: Ивор говорит по-русски на уровне современного москвича.) Поэтому наша следующая рекламная кампания, которая начнётся в апреле, будет направлена на то, чтобы сделать TUI ближе к клиенту, объяснить ему, как именно мы собираемся сделать его путешествие реальным.
 
Должен сказать, что в своего клиента мы верим. Да, его платёжеспобность понизилась, но это не значит, что теперь он станет выбирать самый недорогой вариант путешествия. Раньше он отправлялся в путь дважды в год, теперь будет тщательно планировать только одну поездку. Демонстративно снижать стоимость размещения, допуслуг и прочего, козырять набором скидок – не самый перспективный путь. Дешёвое не синонимично хорошему, а хорошее – дорогому. Оптимальное соотношение цены и качества для каждого конкретного клиента должно рождаться именно в диалоге с ним. В целом мы называем такой подход дифференцированием продукта.
 
Вы предлагаете клубные форматы – не диссонируют ли они с кризисным состоянием ума потенциальных туристов?
 
Я сознаю, что само понятие «клуб» имеет в России некий элитарный смысл, который в нём, если применять термин к туризму, по большому счёту отсутствует. Успех TUI во всём мире во многом объясняется как раз клубной концепцией, построенной, в свою очередь, на сегментировании аудитории по демографии и уровню дохода. Мы провели в России достаточно много исследований рынка, чтобы сказать: теперь мы понимаем своего клиента лучше. В летнем сезоне мы предложим на местном рынке семь клубных форматов группы TUI - концепцию Magic Life (семейные клубные отели для активного отдыха), Suneo Club (демократичные отели по системе «все включено»), Sensimar (отдых специально для пар) и другие. Затем клубных опций может стать больше.
 
Следовательно, вас не смущает заметное снижение экономического тонуса в России и, как следствие, возможности россиян путешествовать…
 
Мы видим в этом потенциальный шанс для TUI. На рынке ходили слухи о том, что TUI собирается уходить из России, но это не имеет ничего общего с реальностью. Акционеры компании (крупнейший в мире туристический холдинг TUI Group и владелец «Северстали» Алексей Мордашов. – Ред.), исполнены решимости не только вывести её в первые ряды туроператоров России, но и построить сильный известный бренд TUI – такой, каким его знают в Европе. В течение одного-двух ближайших лет должны быть заложены основы для подобного рывка. При этом не так важно, сколько у нас будет туристов – триста тысяч или миллион: усилия по повышению узнаваемости брэнда, отработка современных маркетинговых и других рыночных механизмов коммуникации, новые подходы к наружной и интернет-рекламе, новый слоган и рекламные материалы – вот что занимает повестку дня руководителей TUI Russia.
 
Что скажете о последних технологических изысках на туристическом рынке, в первую очередь динамическом пакетировании туров?
 
Динамическое ценообразование известно давно, а вот примыкающий к нему yield management — управление загрузкой и ценой с целью получения максимальной выручки от продажи всех компонентов турпакета – это сравнительно новая технология. То и другое успешно применяется в TUI Group. У нас есть робот, который знает девятьсот параметров – от заполняемости номеров конкретного отеля до национальных праздников и расписания футбольных матчей во время заезда. Он составляет нужный алгоритм и подставляет оптимальные цены. Это самый настоящий искусственный разум... В конце года пилотную программу автоматической системы ценообразования планируется запустить и в TUI Russia.
 
Угрожает ли будущему туроператоров растущая самостоятельность туристов?
 
Среди туристов много подготовленных людей. Однако их усилия стать полностью независимыми в планировании и осуществлении путешествий сильно ограничивает банальный фактор – отсутствие во многих случаях доступной для онлайн-бронирования перевозки на регулярных рейсах и лоукостерах. В первую очередь это касается регионов. Сейчас процент самостоятельности туриста в России несколько возрос, что объясняется и недоверием к туроператорам, и высокой активностью систем самостоятельного бронирования. Но должен вернуться, по оценке экспертов, в традиционное соотношение 25:75 процентов в пользу операторов. В Москве и Санкт-Петербурге это будет, я думаю, 60-65, а в регионах – 80-90 процентов, с учётом объемов регулярной перевозки.
 
Как известно, TUI Russia перешла в структуре глобальной TUI Group в сектор развитых рынков (Mainstream). Сможет ли она удержать эту планку сейчас, когда, согласно прогнозам, отдых за границей может подорожать для наших соотечественников на 80 процентов?
 
В статусе развитого рынка России будет легче пережить любые кризисные явления, чем без него. TUI как группа обслуживает 30 млн туристов в год и является лидером по турпотоку во многих массовых туристических направлениях – Испании, Греции, Португалии, Хорватии, Доминикане, Мексике и др. Поэтому способна гибко маневрировать потоками, и если на каком-то направлении происходит спад спроса, его компенсирует активизация в другом месте. Условия для мейнстрима гораздо лучше, чем для российских и большинства мировых туроператоров, это касается оплаты, уровня гарантий и т.д.
 
Вернёмся к путешествиям – как выглядит ближайшее расписание вашего личного зачёта?

Побывал в Армении, собираюсь в Магадан и на Ямал. В перспективе маячит Байкал.

Любимое место отдыха?

Майами. Лучшая зона умственного отдохновения.

О чём я мог вас не спросить?

Где я рассчитываю оказаться через пять лет. Могу ответить: в составе центрального менеджмента компании TUI!
 
Досье

Ивору Вукелику 38 лет. Он родился в Чикаго, окончил Сиракузский университет (штат Нью-Йорк). В течение ряда лет г-н Вукелик являлся коммерческим директором Adriatica. Net Group – крупнейшей туристической компании в Юго-Восточной Европе. В качестве консультанта работал над расширением британо-американского холдинга Globalstar Travel Management Group на территории Центральной и Восточной Европы, участвовал в управление европейской экспансией одного из самых известных туристических онлайн-сервисов www.orbitz.com

В декабре 2011 года Ивор Вукелик присоединился к команде TUI Russia & CIS в должности директора по продажам и дистрибуции. С января 2013 года – директор по маркетингу и продажам, с декабря 2014 года – директор по продукту, закупкам, IT и маркетингу TUI Russia & CIS.
В числе хобби Ивора – спорт, прежде всего горные лыжи и автоэкспедиции. Холост.
 
Беседовал Геннадий Габриэлян
 

Реестровый номер туроператора PTO 008029. TUI — ведущий европейский туроператор
в России и СНГ. © 2020, TUI